Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

ФГОС (далее Стандарт) разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми утверждаются следующие базовые ценности российского дошкольного образования:

  • поддержки специфики и разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса;
  • осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Стандарт обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы.

Стандарт отражает социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

При разработке Стандарта учтены:

  • особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

3. Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:

  • полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализации дошкольного образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерства с семьей;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);
  • учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт является основой для:

  • разработки и реализации Программы;
  • разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее — Примерные программы);
  • разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
  • формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
  • объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
  • подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций, помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования


План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовани